Статьи специалистов Центра

Коррекция чтения

(несколько приёмов из опыта работы учителя – логопеда « МБОУ Лодейнопольский Центр диагностики и консультирования», учитель-логопед МБОУ «Лодейнопольский ЦДК» Светлакова Галина Геннадьевна)

   «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

                                                                                                       Л.С. Выготский

   Хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивает их мышление, воображение, речь. Обучение чтению, которое основано на насилии: плохо читаешь - читай больше, это приносит издержки, которые мы имеем.

Часто родители задают вопрос. Должен ли ребёнок уметь читать, идя в школу? И если должен, то насколько хорошо? Ответ однозначный: должен, поскольку школьная программа обучения чтению не обеспечивает формирование этого навыка в процессе урока. Опыт подсказывает: для того, чтобы успешно справиться с учебной нагрузкой, ребёнок должен владеть как минимум плавным послоговым чтением со скоростью 30-35 слов в минуту.

Несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а

это приводит к нежеланию читать и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.

Чтобы избежать этого, нужно проводить специальные тренировочные упражнения.

  Коррекционная работа по исправлению нарушений чтения проводится на логопедических занятиях в нескольких направлениях:

1.    Развитие фонематической стороны речи.
2.    Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.
3.    Автоматизация навыка слогослияния.
4.    Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
5.    Формирование понимания прочитанного.

     Немаловажную роль в правильной организации и проведении коррекционной работы играет грамотная и своевременная диагностика. Наряду с общепринятыми приёмами обследования всех сторон речи использую экспресс – диагностику, представленную в работах А.Н.Корнева, для оценки автоматизированности навыка чтения. Итогом первичной диагностики является выявление «группы риска» учащихся для дальнейшего углублённого обследования.

     Коррекционную работу при нарушениях чтения условно можно разделить на несколько разделов:

1.  Дифференциация гласных и согласных звуков.
2.  Работа со слоговой таблицей.
3.  Чтение слов.
4.  Работа с текстом.

1. Дифференциация гласных и согласных звуков

    Образование слога. Независимо от того, на каком этапе чтения находится ребёнок по результатам обследования, для осуществления последовательной работы следует закрепить понятие «гласные и согласные звуки и буквы», так как их дифференциация является важным элементом для дальнейшей работы.

     Это необходимо для уточнения представлений учащихся о звуках, их связи с буквами. Позднее у них формируются понятие о слиянии согласной и гласной букв, то есть  образовании слога. Желательно на первых порах читать слоги, состоящие из гласной и согласной - ап, ам, а потом из согласной и гласной - па, ма, са и т.д. Все эти слоги и другие (более сложные) я предлагаю в своих занятиях. Однако переходить к чтению более трудных слогов можно только после освоения слияния простых.

2. Работа со слоговой таблицей.

Основное назначение слоговой таблицы состоит в том, чтобы обеспечить формирования навыка чтения прямого открытого слога.

Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице сочетаются два основных приема обучения чтению слияний. Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, т. е. используется прием протяжного произнесения согласного и присоединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным, т. е. используется прием чтения по аналогии (Читаем на «А»).

Слоговые таблицы являются не только средством достижения автоматизма в чтении прямых открытых слогов. С их помощью вырабатывается целый ряд других языковых и читательских навыков.

Предлагаемые игры содействуют решению следующих задач:

  • повторение графического облика изученных букв;

  • отработка умения соотносить звук и букву;

  • формирование правильного произношения;

  • автоматизация навыка чтения прямых открытых слогов;

  • сравнение звучания твердых и мягких согласных, упражнение в чтении слогов с ними;

  • упражнение в чтении слов.

Работать со слоговой таблицей можно фронтально (таблица выставляется на доске) или индивидуально (таблицы у каждого ребенка).

Игровые задания:

Я начну, а ты продолжи

Педагог называет слог и показывает карточку со стрелкой, указывая направление: вверх, вниз, вправо, влево. Ребенок находит на таблице названный слог и читает, начиная с него, слоги по таблице в указанном направлении.

Придумай слово

Педагог показывает слог на таблице, дети придумывают с этим слогом слова. Игру можно проводить в виде соревнования между детьми или группами детей – кто больше?

Кто как голос подаёт

Педагог показывает картинку животного или птицы. Дети находят в таблице слог, соответствующий их голосам: курица(ко), гусь(га), кукушка(ку), мышка(пи), корова(му), коза(ме), цыплёнок(пи),баран(бе).

Покажи слог

Педагог показывает предметную картинку, дети показывают в таблице первый (второй, третий) слог ее названия: заборы(за), дерево(де).

Не разорви цепочку

Педагог дает детям задание читать друг за другом по таблице слоги с одинаковыми согласными (по горизонтали) или с одинаковыми гласными (по вертикали). Цепочка считается разорванной, если кто-то из детей задержится, не сумеет вступить вовремя и прочитать слог. Можно играть рядами или группами. Выигрывает ребенок (ряд, группа), который не разорвет цепочку.

Найди пару

Один ребенок показывает и читает слог с твердым согласным, второй должен показать и прочитать слог с одноименным мягким согласным.

Лесная школа

Педагог сообщает детям игровую ситуацию: «Звери в своей лесной школе тоже учатся читать слоги». Педагог предлагает детям показать, как бы прочитал слоги тот или иной зверь. Ребенок выбирает игрушку или картинку животного, подставляет ее к слогу и читает его, стараясь голосом передать характер животного. Два ребенка могут изображать разговор животных, читая слоги по очереди, имитируя особенности поведения избранных животных.

3. Чтение слов

Отрабатывать навык чтения слов различной слоговой структуры рекомендуется в следующей последовательности: ГС, СГ, СГС, СГСГ, СГСГС, СГС, ССГС, СГСС, СССГССГ (Г – гласная буква, С – согласная буква). Игровые задания:

Читаем на заданную букву

Ребенок прочитывает столбик или строчку слов на заданную букву.

Какое слово лишнее

Река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

Отгадай и прочитай

Педагог выбирает столбик или строчку слов, по которой дети будут работать. Затем читает значение слова (его он берёт в толковом словаре), дети по значению находят нужное слово.

Например, педагог называет значение слова: «Крупные морские животные», дети находят слово «киты»

Новая буква

Прочитать два слова и сказать, какая новая буква появилась. Например: (нас–наст – рос–трос).

Разложи карточки.

       Детям предлагаются карточки со словами, их необходимо разложить в два столбика по смыслу - клевер, щавель, подорожник, ель, сосна.

Назови одним словом.

Воробей, синица, ворона, дятел.

Переведи слова с марсианского

Гирт (тигр), елв (лев), солн (слон), филту (туфли), нуокнь (окунь), чукар (ручка).

В ходе игровых заданий можно задавать следующие вопросы:

  • Найди среди прочитанных слов название птицы (дерева, профессии и т.п.).
  • Прочитывай вслух только те слова, которые заканчиваются буквой - а (или любой другой буквой). Остальные слова прочитывай про себя.
  • Прочитай вслух 10 слов. Слово, которое заканчивается слогом - ар, читать вслух не надо.
  • Найди слово, которое я произнесу.
  • Найди слово, изображённое на картинке.

     Необходимо также уделять внимание и упражнениям в смысловом чтении. Однако эти упражнения не следует вводить сразу на первых занятиях. Они вводятся постепенно. С учётом тех усилий, которые ребёнок затрачивает на чтение. Если он читает медленно, с трудом соединяя слоги в слова и делая много ошибок, то в этом случае лучше подождать, пока процесс чтения не станет для ребёнка более лёгкой работой.

     Таким образом, задавать вопросы на понимание смысла прочитанного следует тогда, когда процесс чтения более или менее автоматизирован.

4. Работа с текстом

В дальнейшем подобную работу провожу на небольших текстах. Можно предложить задание, где все звуки перепутались. Например:

                                              На келыбар

Ратеяб лоишп тиволь убры. Асаш есн дочуки.Кляо и алки лизяв тьес.Асаш мойпал тьяп кенуой. Кляо молайп щикале. Алкиу лаппося касарь (На рыбалке.   Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался карась.)

Следующий вид работы: текст, в котором все слова написаны слитно.

Например: ДеньбылтёплыйснегбылмокрыйвышлиребятаводворКолясталлепитьснеговикауСашибудетмедведьуЖенималенькийслонКатенькалепитзайчика.                   Последний вид работы самый сложный - это текст, в котором печатная строчка стёрта наполовину. Ученики должны не только прочитать текст, но и ответить на вопросы.

   Таким образом при чтении текста общая рекомендация заключается в следующем. Первый раз учащийся читает текст целиком, его внимание сконцентрировано на правильном прочтении слов. После этого взрослый задаёт вопрос на понимание смысла прочитанного. Ребёнок снова прочитывает т.е. просите его перечитать обязательно от начала до конца, ища при этом ответ на поставленный вопрос. Понимание прочитанного подразумевает осознание ребёнком значения практически всех слов, которые употребляются в тексте. Это требует от него соответствующего словарного запаса. Умения грамотно строить правильные грамматические конструкции. Таким образом, осознанность, его глубина определяется не только технической стороной навыка, но и уровнем развития речи. Вот почему, работая над формированием такого компонента навыка чтения, как осознанность, особое внимание, необходимо уделять развитию речи ребёнка.

   Используя разнообразные игровые задания, мы создаём будущим школьникам все условия для доступного, интересного и успешного обучения чтению.

Литература:

1. С.Н. Костромина. Л.Г. Нагаева. Как преодолеть трудности в обучении чтению.- М.: Ось-89,1999. -240с.( Практическая психология).

2. Л.Н. Лисенкова Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Школьная Пресса. 2002. – 16 с.

3. А.Н. Корнев Нарушения чтения и письма у детей.- СПб., 1997.

4. Р.И. Лалаева Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников.- СПб.: СОЮЗ,1998.