Статьи специалистов Центра

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи.

Проводить артикуляционную гимнастику' рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.

Лучше всего заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут, не раньше чем через 1 час после последнего приема пищи.

Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас.

В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому почаще показывайте ребенку, как делать то или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.

Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.

Не раздражайтесь и не показывайте своего огорчения, если у ребенка не получается какое-то упражнение.

Похвалите за старание и вселите надежду на успех, который придет, если терпеливо тренироваться ежедневно.

Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше
закончить занятие, так как ребенок устал.                                  

Особенно будьте внимательны и осторожны, выполняя упражнения на развитие речевого дыхания, так как они могут вызвать головокружение.

Вам будет достаточно выполнить упражнение 1-2 раза.

В случае затруднений можно помогать ребенку выполнять те или иные движения, используя чайную ложечку с закругленной ручкой или чистыми руками удерживая язык, губы или нижнюю челюсть.

Количество повторений артикуляционных упражнений варьируется в зависимости от возраста и двигательных возможностей ребенка и в среднем составляет от 3 до 5 повторений. -'

Статическая нагрузка также может увеличиваться по мере повышения двигательных возможностей ребенка.

Если вначале можно ограничить удержание артикуляционного положения под счет от 1 до 2, то со временем, по мере того как окрепнут мышцы, счет увеличится до 5, 7-10.

Подходить к любому упражнению надо индивидуально,   не стоит форсировать события, добиваясь освоения трудного упражнения в короткие сроки. Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме, подражая, соревнуясь или изображая кого-либо. Например, добиваясь четкого и правильного звукопроизношения в упражнении «Заборчик», ребенку легче освоить движения губами и удержать их в нужном положении, если он будет изображать лягушку, у которой рот до ушей. Можно попросить ребенка: «Сделай улыбку до ушей, хоть завязочки пришей!» Такая постановка задачи создает веселый настрой у ребенка и конструктивно облегчает процесс выполнения упражнения.

язык

«Лопатка» («Блинчик»)

Попросите ребенка представить себе язычок широким, как лопатка или как блинчик на сковородке.

Широкий язык спокойно лежит на нижней губе. Нужно удержать его под счет от 1 до 5. Если не получается, надо выполнить упражнение «Наказать язычок».

«Язычок спрятался»

Из положения «широкий язык на нижней губе» убрать язык в рот, уперев
кончик языка в нижние зубы. Удержать язык в этом положении под счет от 1
до 5.                                                                                                                                                                                                          

«Жало»

Сделать язык узким, заострить кончик языка и тянуть язык к зеркалу, как жало.

«Желобок»

Положить широкий язык на нижнюю губу и воспроизвести желобок, поднять вверх боковые края языка.

«Кошка сердится»

Рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Поднять спинку языка к верхним зубкам, прижать и удерживать под счет от 1 до 5.

«Проворный язычок»

Просовывание широкого языка сквозь сомкнутые зубы.

«Покусаем язычок»                                                                                                                     

Покусывание языка с продвижением от кончика к спинке и обратно.

«Наказать язычок»                                                                                              

Похлопывание языка губами, сопровождаемое произношением слогов пя-пя-пя или мя-мя-мя.

«Часики»

Перемещать кончик языка в правый угол рта, в левый. При этом сохранять положение губ в улыбке и следить, чтобы язык перемещался между губами, а не по нижней губе.

«Качели»

Широко раскрыть рот, поднять кончик языка вверх, за верхние зубы, опустить к нижним. Выполнять под счет: раз-два или под команду вверх-вниз.

«Чашечка»                                                                                                                                    

Выполнить упражнение «Лопатка», поднять вверх кончик и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка». Удержать под счет от 1 до 5.

«Вкусное варенье»                                                                                                                        

Выполнить упражнение «Чашечка». Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и, не отрывая языка от губы, занести кончик языка в рот, как бы слизывая с губы варенье.

«Подуй на челку»

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и подуть на челку, как
будто ветерок повеял.                                                                                     

«Сдуй с носа ватку»

Из положения языка на верхней губе сдуть с кончика носа легкую ватку
или пушинку.                                                                    

«Дотронься язычком»

Рот широко «открыт. Кончиком языка прикасаемся к нижней губе, затем к верхней.

«Нарисуй круг»

Рот широко открыт, кончиком суженного языка совершаем круговые движения по поверхности верхней и нижней губы вправо и влево.

«Посчитай зубы»

«Пересчитываем» зубы, упираясь кончиком суженного языка в каждый.

«Индюк»

Рот широко открыт. Широким кончиком языка производим движения по верхней губе вперед, назад, не отрывая язык от губы. Сначала движения беззвучные, потом подаем голос и подражаем индюку: «бла-бла-бла».

«Чистим зубы»

Рот широко открыт. Кончиком языка «чистим» зубы верхние, потом нижние, двигая' языком вправо-влево, изнутри и снаружи.

«Маляр»

Рот широко открыт. Кончиком языка от верхних зубов к мягкому небу и обратно делаем медленные движения, как будто кисточкой красим потолок.

«Цоканье»

Губы в улыбке, рот открыт, поднимаем язык к нёбу и щелкаем языком, присасывая кончик языка к нёбу и резко отрывая его.

«Грибок»

Присосать язык к нёбу и медленно открыть рот пошире, чтобы язык стал похож на гриб.

Удержать под счет, резко оторвать язык от нёба.

«Гармошка»

Присосать язык к нёбу, медленно открывая рот пошире и прикрывая (будто играет гармошка). Удерживать язык приклеенным к нёбу.

«Дятел»

Широко открыть рот, поднять язык вверх, прижав боковые края языка к коренным зубам. Удерживая язык в таком положении, кончиком языка стучать в бугорки за верхними зубами (альвеолы): д-д-д.

«Пулемет»

Выполнять упражнение «Дятел», постепенно убыстряя темп движений,
будто строчит пулемёт.                                                          

«Почесать бугорочки»

С силой задувая на кончик языка, «чесать бугорочки» за верхними зубами, двигая языком вперед-назад.

Материал подготовила учитель-логопед Светлакова Г.Г.