Статьи специалистов Центра

Дизартрия

     Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное

недостаточной иннервацией речевого аппарата. В переводе слово дизартрия означает расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены.

Причиной этого является парез (от греч. páresis — ослабление) мышц артикуляционного аппарата. Прежде всего ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Он становится неловким, непослушным, при высовывании может отклоняться в сторону. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы).

Мышцы лица тоже малоподвижны, поэтому мимические движения невыразительные и однообразные. Ребенок с трудом надувает щеки, хмурит и поднимает брови.   Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии), например, когда ребенок пытается поднять язык с помощью нижней губы и челюсти. При выполнении движений обычно усиливается слюнотечение, которое тоже является одним из характерных признаков дизартрии.

Дизартрии бывают нескольких, существенно отличающихся друг от друга видов. Характер различий между ними зависит от того, какие именно области мозга оказались пострадавшими. Общим признаком всех дизартрий является невнятная, смазанная, неразборчивая и при этом невыразительная, монотонная речь. Нарушаются все составляющие произносительной стороны речи: звукопроизношение, голос, речевое дыхание, интонация и общая мелодика речи.

      По тяжести нарушения речевой моторики выделяют различные степени дизартрии. Крайняя степень выраженности, когда устная речь не развивается вовсе, и ребенок может произносить только отдельные нечленораздельные звуки, носит название анартрии. Понять речь такого ребенка практически невозможно. Вместе с тем, хорошее умственное развитие, сохранная внутренняя речь, потребность в общении позволяют ему при правильном обучении овладеть грамотой и программой по общеобразовательным предметам не хуже обычных детей.

Легкая степень выраженности нарушений речевой моторики получила название – стертая форма дизартрии. При стертой форме дизартрии весь свойственный дизартрии симптомо - комплекс проявляется не ярко. Выраженные парезы в артикуляционной мускулатуре не отмечаются, но произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно.    Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, с трудом по подражанию воспроизводят и сохраняют артикуляционные позы, быстро устают. Темп выполнения артикуляционных движений заметно снижен. Поставленные звуки обычно очень долго и трудно автоматизируются. Дети со стертой формой дизартрии отличаются и общей моторной неловкостью, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, они мало рисуют и лепят. В школе таких детей часто ругают за плохой почерк.

Диагностика минимальных проявлений дизартрии может вызывать определенные трудности. В этих случаях помогают функциональные пробы.

   Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать

его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз

отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

    Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком,

положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движений языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

    Дизартрия чаще всего не является самостоятельным заболеванием, а входит

в комплекс нарушений широкой двигательной сферы. Лечение ее требует применения комплексного метода. Логопедическая работа должна проводиться

обязательно на фоне медикаментозного воздействия, физиотерапии, иглотерапии, лечебной физкультуры и массажа.

    Во всех видах лечения ребенка - дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. От их терпения, точности выполнения рекомендаций специалистов во многом зависит результат работы.

   Материал подготовила учитель- логопед   Светлакова Г.Г.